Рекомендации для родителей 1. Ребенок должен отвечать на вопросы. Ответы нужно выучить наизусть. Вопрос Чем отличаются гласные звуки от согласных? Ответ: Когда мы произносим гласные звуки, воздух на пути не встречает преграду. А когда мы произносим согласные , то воздух на пути встречает преграды( губы, зубы, язык) Вопрос: Чем отличаются глухие согласные от звонких? Ответ: При произношении звонких согласных мы слышим голос, а при произношении глухих, голоса не слышно. Вопрос: Какие звуки называются сонорными? Ответ: Это звонкие звуки, которые не имеют глухой пары. 2. Ученик 1 класса должен УМЕТЬ давать характеристику каждому звуку русского языка. Для этого родителям необходимо по мере изучения какого-то звука заучивать с ребенком наизусть его характеристику. НАПРИМЕР: если сегодня мы изучили букву Н, то заучиваем характеристику звуков н, нь. Ниже приводится характеристика каждого звука, т.е. то что должен говорить ребенок. А- этот звук гласный. Буква А служит для обозначения твердости согласного звука. О- этот звук гласный. Буква О служит для обозначения твердости согласного звука. У- этот звук гласный. Буква У служит для обозначения твердости согласного звука. Ы- этот звук гласный. Буква Ы служит для обозначения твердости согласного звука. Э- этот звук гласный. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука. И- этот звук гласный. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука М- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный. Т- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой. Н- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный. Л- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный. С- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой. Р- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный. Ш- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой. К- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой П- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой Б- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Г- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Д- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. З- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Ж- этот звук согласный. Бывает только твердым.. Этот звук звонкий. В- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Й- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный. Х- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой. Ц- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой. Ч- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой. Щ-. - этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой Ф- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой. Я- эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук А и обозначает мягкость согласного звука Е- эта буква обозначает два звука Й и Э, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук Э и обозначает мягкость согласного звука Ё- эта буква обозначает два звука Й и О, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук О и обозначает мягкость согласного звука Ю- эта буква обозначает два звука Й и У, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук У и обозначает мягкость согласного звука
Таким образом в русском языке 10 гласных букв, но 6 звуков. Ь и Ъ - это только буквы, звуков они не обозначают. Ь- буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука или для разделения согласного и гласного звуков Ъ- служит только для разделения согласного и гласного звуков.
3. Ребенок, зная характеристику каждого звука должен уметь делать звуко- буквенный анализ слова.Т.е. уметь выделять каждый звук в слове, находить ударный и безударный гласный звук ( ударный- гласный на который падает ударение, безударный- это остальные гласные в слове ,на которые не падает ударение. Обычно безударные гласные в слове слышатся не четко – СН(Е-И)ГА , Д(А-О)МА) ПРИМЕР звуко-буквенного анализа слова: ФИЛИН - ребенок должен говорить так: В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный. Первый звук ФЬ- мягкий согласный, глухой, рисуется зеленым цветом. Второй звук И- он гласный, ударный( красным цветом(. 3-й звук Ль- мягкий согласный, звонкий( зеленый). 4-й звук И- гласный безударный( красным цветом). Последний звук Н- твердый согласный , звонкий( синим цветом) Итог- в слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных звука.
4. Ребенок должен ежедневно читать 2-3 раза в день небольшими порциями( по 10-15 мин). Детям , которые читают хорошо можно увеличить время чтения. Обязательно ребенок должен пересказать прочитанное. Если ребенок затрудняется пересказывать, то он должен пересказывать по предложениям: прочитал одно предложение- пересказал, прочитал- пересказал. Затем постепенно порция прочитанного увеличивается: прочитал абзац- пересказал. 5. Ребенок должен уметь строить содержательные предложения. Т.е. подбирать прилагательные. Для этого полезно составлять в день хотя бы по 1 предложению на любую тему и «Одевать» это предложение. Например: Ребенок составил предложение Мама пошла в магазин. А теперь наводящими вопросами попробуйте добавить к каждому слову пояснения «одеваем предложение» : Когда мама пошла в магазин? В какой магазин? Как пошла? Должно получиться предложение типа: Вчера вечером мама нехотя пошла в продуктовый магазин. Так « одеть» можно любое простейшее предложение. Ежедневное « одевание» хотя бы одного предложения поможет быстро развить речь Вашего ребенка. Так же полезна игра в прилагательные. Вы придумываете для ребенка существительные, а он должен как можно больше подобрать к ним прилагательных.
6. При овладении письмом. Ребенок должен уметь правильно писать буквы, не выходя за строчку. Отличать заглавную букву(большая) от строчной(маленькая). Ребенок должен правильно соединять буквы: Если последующая буква начинается писаться сверху, значит соединяем верхним соединением. Если последующая буква начинается снизу, то соединяем нижним соединением.
Строчные буквы о , а начинаем писать снизу
Ребенок должен уметь списывать с печатного текста. Ребенок должен уметь писать письменным шрифтом под диктовку простые слова и слоги.
Источник: http://licee7.ru/pear.php?menu=3&sub_id=20
|