Советы
родителям
Как творчески развивать
ребенка
1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим
процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его
окончания.
6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть,
а не за его успехи и достижения.
7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его
недостатки.
Как не надо хвалить
ребенка
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано
самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие
способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для
его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение
похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и
ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не
приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как
личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание
восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из
которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху,
подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося
"гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример
тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого,
навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт
несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело
травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к
делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с
того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от
друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует
нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а
эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ
от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.
Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует
бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их
старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
|