Когда в мае
заканчивается учебный год, кажется, что впереди целая вечность под названием
"летние каникулы”. Но проходит июнь, пробегает июль, и вот август с каждым днём
стремительно начинает приближать нас к началу нового учебного года. Как
организовать своим детям спокойный постепенный переход от летних каникул к
учебным занятиям?Первые послабления, которые мы даём
ребятам летом, это изменения режимных моментов. Дети могут ложиться спать
и просыпаться намного позже обычного. Во время учебного года многие
школьники не досыпают. Об этой тенденции с тревогой говорят детские врачи. Мы,
родители, стараемся дать детям наверстать упущенное и выспаться. Это очень
хорошо!
Но есть здесь и подводные камни. Если
уже в августе не начать постепенно возвращать режим ребёнка к привычному
школьному распорядку дня, то весь его летний отдых пойдет насмарку. Неосознанно
мы заранее спрограммируем конфликты и ссоры в семье, повысим школьную
тревожность своего ребёнка, создадим предпосылки к возникновению
психосоматических проявлений. Это частые головные и желудочные боли,
головокружения в школе и дома.
Что делать? Просто организуйте своему ребёнку постепенный переход к
школьному режиму.
И причины для волнения пропадут сами собой.
1.
За 2—3 недели до конца каникул начинайте каждый день будить и
отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше.
2.
Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не
успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все
упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций. Посвятите
во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее
сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной
форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки.
Хвалите ребёнка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих
силах и поможет повысить работоспособность.
3.
Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для
школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь
увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимые вещи будет гораздо сложнее.
Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В
поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не
ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во
вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро
начнётся учебное время.
4.
Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет
самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё
это не потянете?!Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу
ограниченную. Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный
рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку
выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно
сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните
нервы и деньги.
5.
Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.
6.
Попробуйте вспомнить ваше в детстве 1 сентября. Так было интересно
увидеться с одноклассниками, поболтать о том, кто где побывал. В наше
время, в этом плане, мало, что изменилось. По опросу психологов большинство
школьников хотят в школу именно из-за того, что можно встретиться с одноклассниками,
узнать новости. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после
каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень
важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте, будет
ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то "похвастаться
по-доброму”?
7.
Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и
в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут
забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет
проверять взрослых: "А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ
хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.
8.
Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и
общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому
найти выход из положения, помочь герою: "А как бы ты поступил?” Тогда
правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок, опять
же, будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с
поведением сократятся до минимума.
9.
Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд
или плакат с правилами. Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами,
напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных
занятий, сделает себе режим дня, повесит
свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных
напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и
собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут
сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: "Я
думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу,
потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как
взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут
менее действенными.
10.
Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше
разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь
формальным родительским опросником: "Как поведение и оценки в школе?
Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу
заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту
растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими
поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше
опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть
ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и
поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате.
Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с
кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом
выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть
ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение
всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.
11.
Примерно через 2 недели после начала учебного года можно
добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.
Старайтесь проводить с
ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о
прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: "Как
поведение и оценки в школе? Что съел на обед?”
Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы
не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком,
постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель,
но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители.
Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи:
тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки,
найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут
его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь
правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть
ребёнок кратко расскажет о прочитанном.
Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и
устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.
Примерно через 2 недели
после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные
занятия в кружках или секциях.
|